Карпович Елена Михайловна

Выступление на августовскую конференцию учителей 2023 г. по теме:

«Экологический клуб- как эффективная форма внеурочной деятельности»

В процессе своего эволюционного развития человек привык  рассматривать природу как источник материального благополучия. Сформировавшееся потребительское отношение к окружающей среде привело ее к глобальным изменениям, поставивших человечество на грань выживания. Это сокращение ресурсов питьевой воды, эрозия почв, запыленность воздуха, нехватка продовольствия. Несмотря на эти жизненно необходимые источники значительная часть населения, в силу недостаточной информированности или невежества, до сих пор не осознало степени разрушительных процессов в природе, вне которой оно не может существовать. Сложившееся положение ставит человечество перед необходимостью поиска новых направлений, обеспечивающих формирование экологического мировоззрения как основы для установления рациональных отношений с природой.

Существует достаточно много результатов анкетирования, педагогического эксперимента, исследования, которые являются внушительными показателями, что существующая система экологического образования в общеобразовательных  учебных заведения не решает задач экологического просвещения, так как направлена на теоретическую подготовку, не обеспечивающую готовность школьников к экологической практической деятельности. Следовательно, необходимо находить активные нестандартные формы и методы для формирования личной позиции каждого ребенка по вопросам взаимоотношения с природой, готовности его к практической и трудовой природоохранной деятельности.

Чтобы создать условия для обучения экологической грамотности подрастающего поколения в школе, в 2012 году был создан детский экологический клуб «ДЭК ЭКОКАЛАМБУР», который объединил школьников с пятого по одиннадцатый класс и еще взрослую аудиторию, которую мы называем друзья «Экокаламбура» — это наши жители Алзамая: любители-фотографы, поэты, работники лесничества, охотники.

В начале мы сформировали команду из идейных творческих людей, которым близка тема защиты природы.

Поставили основную цель:

объединение разновозрастной аудитории детей и взрослых, проявляющих интерес к биологии и экологии для усиления природоохранной деятельности на своей территории.

Составили  программу кружка «Клуб детский экокаламбур», которая базируется на системе биолого-экологической и природоохранной подготовки учащихся.

Выработали основные принципы работы клуба.

  • Принцип добровольности (в клуб записываются по желанию).
  • Принцип доступности (на занятия и мероприятия клуба могут приходить все желающие).
  • Принцип самостоятельности (инициатива должна исходить от детей: от идеи, начала подбора материала, его корректировки и самого выступления).
  • Принцип сотрудничества.(оказываем помощь друг другу во всех добрых начинаниях)
  • Принцип полезности (каждый должен сделать что-то полезное в ходе заседания, мероприятия, фестиваля, субботника).
  • Принцип разнообразия (не должно быть повторений: ни материала, ни мероприятий, ни практикума)
  • Принцип результативности (проанализировать свою работу, исправить ошибки и недочеты).

Отличительными особенностями клуба «Детский экокаламбур» (ДЭК) являются:

  • Формирование экологического сознания на основе изучения экологических дат в России и в мире.

Например, 3 сентября-День Байкала проводится викторина; 12 октября- Всемирный день водорослей организуется фото-выставка и экскурсия по ней; 12 ноября- Синичкин день, на этом осеннем заседании идет изготовление кормушек для зимующих птиц; 10 мая -Всемирный день кактуса, интеллектуальная игра.

  • Ориентация на практическую направленность (на каждом заседании организация мастер-класса согласно тематике: изготовление экологических закладок для начальной школы, пересадка растений, посадка деревьев и кустарников- заложена «Аллея Памяти», посвященная ветеранам войны и др.)
  • Исключение повторов и репетиций, именно это срабатывает на интерес и создает предпосылки для его поддержания. (у каждого ведущего конкретное задание, о котором никто не знает)
  • Тематическая импровизация в ходе занятий или заседаний, что создает новизну и неповторимость моментов при обсуждении, дополнении материала.
  • Общение с живыми животными. Ребята всегда охотно приносят и рассказывают о своих питомцах- это котята, хомяки, мадагаскарские тараканы, рыбки, улитки ахатины.
  • Ненавязчивое приобщение детей к разным жанрам искусства: живописи, музыке и литературе. При проведении занятия или мероприятия всегда подобрана музыка, репродукции картин, фото.

В течение года формируются команды для участия в разных конкурсах, фестивалях, слетах, акциях, олимпиадах. Работы очень много и невозможно все охватить, поэтому, в настоящее время мы остановились на нескольких направлениях, которые востребованы у самих ребят и необходимы для участия   в разных экологических соревнованиях и делах. Это:

  1. «Экологический календарь».
  2. «Школа следопыта»
  3. «Азбука природы»
  4. «Орнитология +птицы Алзамая»

В начале года ребята определяют, в какой роли хотели бы участвовать

  1. Сценаристы-дублеры, как правило, это старшеклассники, которые состоят в клубе несколько лет.
  2. Оформители-это ребята среднего звена, заинтересованные лица.
  3. Добровольцы, ребята, которые ответственно выполняют поручения.
  4. Слушатели- это учащиеся начальной школы и 5 класс.

 

В соответствии с возрастными особенностями определяется не только содержание занятий, но и их формы. Например, для младших школьников проводятся мастер-классы, квест-игры, экскурсии в «экологические даты», например, «День синего кита», «День байкальской нерпы». Для среднего звена проходят месячные курсы: «Школа следопыта», для старших школьников – обзорные лекции, оформление выставок, например, «Международный день белого медведя»; «По следам красной книги»; ролевые и деловые игры и конечно, «экологические заседания», экологические субботники, посадка саженцев.

Показателями успешности работы клуба являются ежегодный выбор и защита проектов по экологии; победы и достижения на муниципальных и региональных конкурсах, определение выпускников в профессиональном плане.

эко экокаламбур экокаламбур2